Меню

В одно ухо влетело, в другое вылетело — почему дети в школе плохо воспринимают информацию на слух

В одно ухо влетело, в другое вылетело — почему дети в школе плохо воспринимают информацию на слух
Дети существенно изменились за последние 20 лет, а методы обучения изменились мало. По-прежнему в школе приходится 80% информации воспринимать на слух. При этом детей, о которых можно сказать «в одно ухо влетело, в другое вылетело» становится все больше. Почему это происходит и можно ли как-то улучшить ситуацию? Рассказала Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена

Эксперт: Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена.
Когда мы говорим «в одно ухо влетело, в другое вылетело», конечно, речь идет не об ушах, а о том, что происходит в голове. Рецепторы в ухе только регистрируют звуковую информацию. Мозг ее обрабатывает и придает ей смысл. Мозг начинает учиться воспринимать информацию на слух еще в тот период, когда ребенок находится в матке. После 20-й недели внутриутробной жизни зарегистрированы первые реакции мозга плода на звуки. Что слышит ребенок в этот период? Лучше всего малыш слышит голос мамы, стук ее сердца и другие звуки маминого организма. Голос мамы готовит ребенка к освоению родного языка, так что даже сразу после рождения ребенок не является «чистым листом», как считалось ранее. Ребенок уже настроен на то, чтобы внимательно прислушиваться к голосу мамы, кроме того, он узнает интонации и мелодику родного языка уже в первые часы жизни.
Современная мама все больше времени проводит онлайн, меньше разговаривает
Современная мама все больше времени проводит онлайн, меньше разговаривает
После рождения в мозге малыша продолжают активно образовываться связи между нервными клетками, которые помогают воспринимать речь. Мозг весьма энергозатратный для организма орган, поэтому он поддерживает только те связи, которыми мы чаще пользуемся. Можно сказать, что мозг развивается по принципу «используй или потеряешь».
Для развития способности воспринимать информацию на слух нужны следующие условия:
  1. Генетическая составляющая
  2. Благополучное внутриутробное развитие
  3. Роды в срок — 40 недель
  4. Благоприятная социальная среда

Начать с ушей

Если вы заметили, что ребенок не сразу реагирует на речь, первое, что нужно сделать — проверить, что с ушами. Начать с консультации отоларинголога, а затем провести комплексную диагностику слуха в специализированном центре. Нарушения слуха не всегда выявляются без специальной аппаратуры. Слух может ухудшиться на любом этапе развития ребенка, например после отита или вирусной инфекции.

Если со слухом все хорошо, а ребенок постоянно переспрашивает: Что? То проблемы со слуховым восприятием.

Слуховое восприятие

Слушаем мы не ушами, а мозгом. Именно мозг придает смысл звукам, это и есть слуховое восприятие. Развитие слухового восприятия ребенка поддерживают близкие люди, которые разговаривают с ним. Конечно, развитие умения слушать может нарушаться и из-за неврологических причин, но давайте подумаем сначала о нашей повседневной жизни.
Слушаем мы не ушами, а мозгом.  Именно мозг придает смысл звукам, это и есть слуховое восприятие
Слушаем мы не ушами, а мозгом. Именно мозг придает смысл звукам, это и есть слуховое восприятие
В 19 веке известный русский физиолог И.М. Сеченов писал о том, что из всех чувств слуховое восприятие успешнее всего развивается у ребенка. Ведь младенцам поют колыбельные песни и рассказывают сказки. Неужели это действительно так важно?

Как изменилось материнство за последние 20 лет.

  1. Будущая мама, как и все мы, больше времени проводит онлайн, меньше разговаривает. Еще внутриутробно ребенок недополучает стимуляции маминым голосом.
  2. Во время кормления грудью многие мамы тоже просматривают сообщения в телефоне. Но это прекрасное время для взаимодействия с малышом.
  3. Уже в возрасте 5-6 месяцев дети смотрят мультфильмы, книги детям начинают читать значительно позже 1,5 – 3 года. Или не читают вообще.
  4. Чтобы ребенок заснул, включают белый шум (никаких колыбельных или сказок)
  5. В машине, в ресторане и дома ребенка занимают мультфильмами и компьютерными играми.
И вдруг ребенку исполняется 7 лет, пора идти в школу. А там вместо Барбоскиных или Трех котов скучная учительница, которая что-то говорит. Но слуховая система ребенка не настроена на восприятие такого количества слуховой информации.

Так может быть нужно поменять методики обучения и заменить учителя на веселое видео? Тут тоже проблемы, потому что многие дети и видеоматериалы не могут анализировать и запоминать, они просто получают удовольствие от стимуляции мозга быстро сменяющимися изображениями и звуками.
Слуховой мозг можно и нужно тренировать
Слуховой мозг можно и нужно тренировать
Можно позаботится о том, чтобы ребенок мог воспринимать информацию на слух. При этом не потребуется полностью убирать из жизни ребенка мультфильмы. Важно трезво оценить, что есть в его жизни кроме них?

Слуховой мозг можно и нужно тренировать. Дайте мозгу правильную нагрузку, он начнет активно строить связи, помогающие внимательно слушать. В чем заключается такая нагрузка?
  1. Чтение ребенку книг вслух с рождения
  2. Общения с людьми должно быть больше, чем общения с гаджетами
  3. Игры и разговоры лицом к лицу. Во время такого общения ребенок видит, что артикуляция совпадает со звуком — в мультфильмах этого нет.
  4. Любые виды музыкальной деятельности: движение под музыку, игра на музыкальных инструментах.
  5. Просмотр и обсуждение мультфильмов вдвоем с ребенком.
  6. Если вы замените мультфильмы на диафильмы, ребенку будет легче обратить внимание на ваш голос.
  7. Рассматривание и обсуждение с ребенком книжек с картинками без текста.
  8. Для детей из группы риска есть специальные тренинги, развивающие слуховое восприятие: метод Альфреда Томатиса, inTime и другие.
Ранее мы писали, как развивать математические навыки у дошкольника без тетрадок.

Фото: свободные интернет-источники

© Eva.ru, 2002-2024. 18+ Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325