Меню

Точка опоры

Как повысить мотивацию, сохранив бюджет

Как повысить мотивацию, сохранив бюджет
Каждый руководитель мечтает, чтобы его команда была максимально замотивирована. Ведь мотивация — это основа для того, чтобы сотрудники были вовлеченными, энергичными, могли достигать поставленных целей. Консультант по PSYxTECH-управлению Алина Веселова дает конкретные рекомендации, как мотивировать людей и желательно без больших материальных затрат.
Эксперт: консультант по PSYxTECH-управлению Алина Веселова.
Для начала нужно понять, какой человек имеет высокую мотивацию. Для этого есть несколько маркеров.
Первое — это активность
Замотивированный человек проявляет инициативу, предлагает новые идеи и решения, он готов брать на себя дополнительные задачи. Это говорит о высоком уровне энергии и о том, что свою избыточную энергию, которая у него явно есть, он готов потратить на что-то, связанное с вашим делом.
Второе — это производительность
Возможно, сотрудник не предлагает новые идеи, но он очень качественно и очень эффективно выполняет свою работу. Понять вы это можете по количеству выполненных задач, как он достигает или может быть даже перевыполняет те цели, которые вы ставите. Ну и, соответственно, делает все это в определенные сроки, не срывает дедлайны.
Третье — правильный настрой
Это вы сможете заметить во время проведения командных встреч по общей коммуникации. Если у сотрудника позитивный настрой, то он доброжелателен, способен держать себя в руках, у него есть определенная стрессоустойчивость, это тоже говорит о высокой мотивации.
Четвертое — взаимодействие с коллегами
Здесь нужно быть аккуратными с выводами. Важно учитывать, что все люди отличаются по типажам и по проявлениям, по складу характера и темпераменту. Поэтому если один сотрудник интроверт и флегматик, он будет проявлять себя иначе чем холерик-экстраверт. Интроверт может не так активно общаться, но даже в этом случае он не прячется от взаимодействия, для него нет проблемы пойти с кем-то поговорить и о чем-то договориться. Это еще один показатель того, что уровень мотивации у сотрудника достаточно высокий.
Пятое — готовность учиться и развиваться
Если сотрудник участвует в тренингах, если он предлагает сам кого-то чему-то научить, если он проявляет инициативу в саморазвитии, выходит к вам как к руководителю с предложением, где бы он мог повысить свой профессиональный уровень, это тоже говорит о высоком уровне энергии и мотивации.

Как поднять мотивацию?

Теперь о том, как эту мотивацию поднять. Когда мы видим, что сотрудник или команда перестали быть активными, не ищут новые возможности, у них нет боевого настроя и энергии (а это часто можно почувствовать буквально с первого взгляда), это может быть связано, например, с отсутствием смысла. Когда, к примеру, команда не понимает, что ей нужно делать и зачем. Вот в таких случаях нужно начинать работать над мотивацией.

Первое, что приходит в голову, это мотивация материальная: повышение зарплаты, выплаты бонусов, определенного процента от дохода. Конечно, чего греха таить, этот метод действительно работает очень хорошо. Однако есть люди, для которых деньги — это далеко не все. И даже существуют исследования, что, начиная с определенного уровня зарплаты, ее повышение уже не так мотивирует. Люди ищут для себя какие-то другие смыслы, которые могли бы дать им мотивацию.
Методы нематериальной мотивации можно разделить на четыре категории.
Первая категория — это все, что связано с признанием и вовлеченностью
Возможно, кому-то покажется банальным, но признание достижений некоторыми ценится высоко. «Да, это сделал ты», «Все благодаря тебе». Такие, казалось бы, простые слова, но они увеличивают веру команды и специалистов в самих себя и, конечно, мотивируют: «А давайте-ка мы это повторим».

Недаром в некоторых крупных компаниях есть целые программы по признанию и поощрениям. Это, например, регулярные — ежегодные или ежеквартальные награды за достижения. Не денежные, а именно нематериальные: например, вручение звания «Лучший сотрудник месяца». Да что там: зачастую даже простое «спасибо» способно очень замотивировать.
Вторая категория — то, что связано с развитием и с карьерными перспективами
Это когда мы не напрямую повышаем зарплату или переводим на более высокую должность, а говорим про потенциал. Это все, что касается развития и обучения — например, тренинги, институты наставничества. То есть, работа уже на грани профессионального и личностного развития.
Третья категория связана с рабочей средой и культурой
Здесь можно проявить фантазию: чтобы замотивировать человека, вы, к примеру, предоставляете ему гибкий рабочий график. Условно говоря: «Ты хорошо работаешь, мы видим твои результаты, к тебе — особое доверие, поэтому почему бы тебе два-три дня в неделю не работать из дома?».

Еще интересный прием — когда мы думаем над переименованием должности, то есть, мы можем назвать сотрудника не просто «начальником проектного отдела», а «руководителем направления дизайна систем». Тут может быть множество вариантов, когда можно мотивировать просто изменением названия должности без увеличения зарплаты и выплат премий. Красивое название должности может быть очень эффективным инструментом.
Четвертая категория — обратная связь и поддержка
Регулярная коммуникация с руководителем, регулярные встречи — это тоже очень мотивирует, дает ощущение того, что ты в струе, что ты востребован, ты понимаешь, что происходит, ты регулярно сверяешься с руководителем. Это задает еще и темп работы. Поэтому отлично работает опыт еженедельных и ежемесячных встреч по текущим задачам: когда мы просто обсуждаем, как мы работали в это время, что можно улучшить, что было хорошо и на что следует обратить внимание.

Ранее мы пытались разобраться в том, можно ли мотивировать мужчину, чтобы он больше зарабатывал.

Фото: свободные интернет-источники

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325