Меню

Точка опоры

Кнут или пряник: какой стратегии придерживаться, чтобы бизнес процветал

Кнут или пряник: какой стратегии придерживаться, чтобы бизнес процветал
Система мотивации — это неотъемлемая часть любой компании, непосредственно влияющая на ее рост и развитие. У любой крупной корпорации в любой стране мира есть своя, хорошо отлаженная система мотивации. Кто-то мотивирует бонусами, а кто-то — наказаниями. Что эффективнее, кнут или пряник, рассказывает психолог и коуч миллионеров Анна Федотова.
AD
AD
Анна Федотова
Анна Федотова
Предпринимателю, выстраивая бизнес, важно понимать, что бизнес построен на людях. Такого бизнеса, где совсем нет людей, не существует и он в нашем мире не возможен. Речь не только о покупателях, которые потребляют продукт, но и о тех, кто стоит за кадром и обеспечивает бесперебойное функционирование всех процессов. Люди есть и в крупном бизнесе, и в среднем сегменте, и в малом, и даже если за бизнесом или услугой стоит один человек, он все равно там есть. Рано или поздно любой маленький бизнес, начинает расширяться, появляются сотрудники, и сколько бы сотрудников ни было, им нужна система мотивации. Тогда работники будут эффективно трудиться, а бизнес — расти.

Может ли бизнес существовать без системы мотивации? Может, но не долго. Если сотрудника не мотивируют ни целями компании, ни денежным вознаграждением, ни перспективами роста, он либо быстро уйдет, и найдет место, где все это будет, либо останется, но принесет бизнесу только вред.
Если мотивировать только пряником, платить премии, выдавать призы и вывозить всю компанию на пикник, то критически важно иметь систему KPI
Если мотивировать только пряником, платить премии, выдавать призы и вывозить всю компанию на пикник, то критически важно иметь систему KPI
Потому что сотрудник, которому не нужна мотивация — это не заинтересованный в собственном развитии и в развитии компании человек. Он либо напуган жизнью и работает из страха, а значит, подвержен выгоранию и рано или поздно будет работать неэффективно, либо работает только ради зарплаты, то есть уже без удовольствия и не эффективно. С такими сотрудниками бизнес точно процветать не будет, они — балласт для развития, гарант текучки и затягивания всех процессов.

Любой предприниматель, который хочет быть успешным, стремится привлекать в компанию высококлассных специалистов. А им всегда нужна мотивация. Есть два типа мотивации: «мотивация от чего-то», то есть я пойду и сделаю, чтобы не иметь негативных последствий, и «мотивация к чему-то» — я пойду и сделаю, чтобы получить что-то.
Так называемая «мотивация кнутом» — это система, построенная не страхе и подавлении
Так называемая «мотивация кнутом» — это система, построенная не страхе и подавлении
Эти два вида мотивации также подразделяются на материальную и нематериальную.

Материальная мотивация «от»: штрафы, лишение премии.

Материальная мотивация «к»: призы, бонусы, подарки, премии.

Нематериальная мотивация «от»: недовольство начальника, выговор, дополнительная работа, наказание (например, внеплановое дежурство), отказ в помещении корпоративов и других тимбилдинговых мероприятий.

Нематериальная мотивация «к»: вовлечение в жизнь компании, совпадение по ценностям, тимбилдинг, похвала и фото на доске почета, совместные выезды на природу и другие активности, направленные на формирование отношений в компании.

Так называемая «мотивация кнутом» — это система, построенная не страхе и подавлении. Чаще всего используют в «красных» компаниях, направленных на «жесткий бизнес» — например, добычу полезных ископаемых. В современном мире это распространенный вид мотивации, но уже не самый эффективный. Новые компании уже не используют только этот метод, и старым приходится перестраиваться, чтобы выдерживать конкуренцию и оставаться успешными.

С «мотивацией пряником» тоже не все так однозначно. Если мотивировать только пряником, платить премии, выдавать призы и вывозить всю компанию на пикник, то критически важно иметь систему KPI и высокий интеллектуальный уровень сотрудников, иначе возможен развал коллектива на фоне внутренней конкуренции за поощрения.
Можно ли выстроить систему мотивации только кнутом или только пряником?
Можно ли выстроить систему мотивации только кнутом или только пряником?
К тому же, самому сотруднику важно понимать, что он делает, для чего и что сам с этого получит. По системе пряника выстраивает свою компанию Аяз Шабутдинов, его сотрудники активно работают, потому что имеют высокий уровень осознанности, четкий KPI и в целом кайфуют от работы. При этом важно понимать, что большую долю мотивации там занимает нематериальная часть.

Можно ли выстроить систему мотивации только кнутом или только пряником? В 90% отраслей — нет. Поскольку в любой компании есть разные уровни сотрудников. На уборщиков и охрану не подействует только пряник, а отдел продаж разбежится, если применять только кнут. Таким образом, самой эффективной системой мотивации в современных компаниях является комбинированная. Сама система зависит от структуры компании, конкретных отделов и их задач. Но для быстрого и эффективного развития внутри организации должны применяться все подвиды мотивации. И мотивация материальная, и не материальная, и «мотивация от», и «мотивация к».

Кроме того, выбор системы мотивации очень зависит от руководителя. Он должен понимать, что не может долго оставаться эффективным только один метод. И если с детства он сам понимал только кнут, то в бизнесе это может не сработать и привести к потере сотрудников. А если только пряник, то вероятны внутренние трудности. Поэтому систему мотивации лучше выстраивать комбинированную и совместно со специалистом.


Фото: свободные интернет-источники
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325