Автор книги — клинический психолог Питер Лангман, который занимается изучением психологии школьных стрелков больше 20 лет. Он анализировал судебные материалы этих дел и дневники стрелков, общался с их родителями и друзьями, следил за новостями. От него не ускользнул ни один случай — в частности, недавно он опубликовал статью, посвященную стрельбе в Пермском университете. Его книгу можно считать авторитетной: благодаря его работе со времен «Колумбайна» предотвращено немало трагедий.
Подростки, которые открывают стрельбу по своим одноклассникам, очень разные. Многие из них боролись с проблемами пубертатного возраста, хотя самому младшему было 11 лет. Один боялся, что компания «Дисней» захватит мир и напечатает доллары с Микки-Маусом, другой утверждал, что провел детство в Москве с Владимиром Путиным. Один поклонялся Гитлеру, другой называл себя Богом. И все же у них есть общие черты, опираясь на которые, мы можем опознать их до того, как они возьмутся за ружье. Питер Лангман подробно описывает их особенности, среди которых жестокое обращение с животными, проблемы с девушками и сексуальностью, галлюцинации, утрата связи с реальностью и другое.
Публикуем отрывок из этой книги (18+).
Подростки, которые открывают стрельбу по своим одноклассникам, очень разные. Многие из них боролись с проблемами пубертатного возраста, хотя самому младшему было 11 лет. Один боялся, что компания «Дисней» захватит мир и напечатает доллары с Микки-Маусом, другой утверждал, что провел детство в Москве с Владимиром Путиным. Один поклонялся Гитлеру, другой называл себя Богом. И все же у них есть общие черты, опираясь на которые, мы можем опознать их до того, как они возьмутся за ружье. Питер Лангман подробно описывает их особенности, среди которых жестокое обращение с животными, проблемы с девушками и сексуальностью, галлюцинации, утрата связи с реальностью и другое.
Публикуем отрывок из этой книги (18+).
Среди школьных стрелков распространена практика репетировать в воображении то, что они сделают. Репетиция может принимать формы рисунков, мультфильмов, видеозаписей или рассказов. Эрик Харрис и Дилан Клиболд учились на курсе видеопроизводства в «Колумбайне». Один их фильм назывался «Убийцы по найму», где по сюжету замученный ученик нанимал Эрика и Дилана, чтобы убить своих обидчиков. Кроме этого проекта, который они действительно сняли, они обсуждали возможность снять, как входят в столовую и расстреливают людей. Еще Дилан писал рассказ о том, как убивают компанию школьников. Майкл Карнил писал рассказ о мальчике, который увечит, пытает и убивает учеников. Джеффри Уиз сделал мультфильм о человеке, который расстреливает невинных, взрывает полицейскую машину и стреляет себе в голову.
Задним числом легко понять, что это очевидный тревожный звоночек. Однако в нашей культуре среди тем школьных работ часто встречаются война, преступления или кошмары. Как же отличить потенциального школьного стрелка от будущего Стивена Кинга?
Не существует гарантированного метода опознать потенциального убийцу по тому, что он напишет в рассказе. При поисках признаков убийцы в творческих произведениях нужно быть осторожней.
Впрочем, благодаря частоте, с какой школьные стрелки проводили подобные творческие репетиции, логично обратить внимание на следующие флажки.
Один такой флажок — ученик отождествляется с преступником. Например, в рассказе Майкла Карнила убийцу звали Майкл. К тому же имена жертв были взяты у реальных школьников. Эти факторы повышают непосредственную угрозу. К ученику, который пишет об убийстве других учеников и называет их по именам, следует приглядеться.
Точно так же есть очевидное отождествление с убийцей в рассказе Дилана, хотя рассказчик там — не убийца. Дилан был левшой, приблизительно метр девяносто, носил черный тренчкот; убийца в рассказе был левшой, метр девяносто и носил черный тренчкот. К тому же рассказчик выражал понимание убийств и восхищение преступником на грани поклонения. Кончается рассказ фразой: «Если бы
я мог увидеть чувства Бога, они были бы, как у этого человека. Я видел их не только в его лице, но и чувствовал в исходящих от него силе, спокойствии, окончательности и божественности. Он улыбнулся, и в этот миг, хотя и не по своему почину, я понял его поступки».
Выходит, Дилан создал убийцу по своему образу, написал, что рассказчик сочувствует массовому убийству, и наделил хладнокровного изувера богоподобным статусом. Эти показатели могут помочь учителям или родителям опознать потенциальные предупреждения о насилии в произведениях учеников.
Стоит упомянуть еще один вид поведения. Иногда школьные стрелки чувствуют потребность снять себя с оружием. Харрис и Клиболд снимались с оружием в руках, рассказывая о будущей атаке. Еще они снимали, как тренируют меткость с нелегальным оружием.
Кимвир Гилл, 25-летний студент, застреливший 20 человек в Монреале в 2006 году, запостил на своем сайте 51 фотографию — на всех он позировал с оружием. Чо Сын Хи сделал мультимедийный манифест, где были его фотографии с различным оружием. В 2007 году финский студент Пекка-Эрик Овинен выложил на «Ютуб» запись о своем будущем нападении. И, как уже говорилось, работница заметила фотографии молодого человека на фоне арсенала и предотвратила атаку. К подобным записям или фотографиям надо присматриваться.
Следует внимательно изучить студенческие работы, где говорится о желании провести нападение. Рассказы или видео могут оказаться невинными — а могут быть и звоночком, который позволит нам спасти жизни.
За последние 10 лет многие школы приняли подход нулевой терпимости к насилию. В теории это хорошая мысль. Однако на практике часто выливается в непропорциональную реакцию на невинную ситуацию. Это происходит из-за неспособности отличить настоящие угрозы. Отчислить ученика за то, что он принес в школу пластиковую фигурку с винтовкой, — не самый благоразумный ответ.
Наказание за угрозу насилия в виде временного или постоянного отчисления неэффективно для предотвращения нападения. Более того, у такого наказания могут быть нежелательные последствия. Оно может только разжечь гнев ученика и желание отомстить. Может усилить его ощущение изоляции. Тогда он почувствует себя отверженным, лишенным статуса. Тем, кто и так эмоционально неустойчив, наказание сделает только хуже. Вдобавок временное или постоянное отчисление приведет к сокращению наблюдения за учеником, у кого будет свободен весь день. Отсутствие наблюдения облегчит проведение атаки. В некоторых семьях отчисление может обозлить родителей, так что они устроят выволочку или побьют ребенка, усугубляя кризис. Наконец, наказание не решает проблему. Отчисление студента никак не затрагивает те силы, что движут мыслями о насилии.
Однако главная проблема наказания — оно просто не предотвращает школьную стрельбу. Этот факт признали и Секретная служба, и министерство образования: «У ответа с максимальной карательной силой необязательно будет максимальная отдача»6. Если цель — предотвратить насилие, то школам нельзя наказывать студентов, которые демонстрируют неприличное или угрожающее поведение. Бесполезность наказаний продемонстрирована в ряде случаев, в том числе с несколькими школьными стрелками, не вошедшими в эту книгу.
В Соединенных Штатах самое значительное нападение после отчисления произошло в случае Кипа Кинкла. Кинкла поймали в школе с оружием. Его тут же временно отчислили до формального заседания о постоянном отчислении. В тот же день Кип застрелил отца и затем мать. На следующий день он пошел в школу и убил 27 человек. Никто не провел оценку угрозы, чтобы проверить, нет ли у Кипа дома еще оружия, не знает ли кто-то о планируемом нападении, не говорят ли тексты Кипа о риске преступления. Наказание не привело к предотвращению.
Похожие случаи происходили как в Соединенных Штатах, так и в других странах. В 1995 году в Южной Каролине временно отчислили мальчика Тоби Синчино за неприличный жест. Через неделю он пришел в школу с оружием, застрелил двух учителей и покончил с собой. В 2005 году из канадской школы выгнали Питера Китайнака. Он вернулся в школу, застрелил учителя и застрелился сам. В Германии в 2002 году отчисленный ученик Роберт Стейнхаузер вернулся в школу и убил 17 человек, после чего покончил с собой. И список продолжается.
Ученик, угрожающий массовым убийством, — это человек в кризисе. Просто выставить его из школы, временно или навсегда, — не значит решить кризис. Этим ученикам нужно внимание, а не пренебрежение. Это не подразумевает, что серьезные угрозы насилием должны оставаться без последствий. Учеников может потребоваться отчислить по ряду причин, в том числе из-за их собственного психического здоровья, не только ради безопасности школы. Однако вне школы ученикам на грани насилия требуется наблюдение и лечение.
Это говорит о двух вещах:
1. Временное или постоянное исключение нужно применять в уместных ситуациях, а не в качестве стандартной реакции на любую возможную угрозу.
2. Временное или постоянное исключение необязательно предотвратит насилие. Это может быть необходимой мерой, но не единственной.