Почему «ленивый язык» у ребенка может стать проблемой в школе

Почему «ленивый язык» у ребенка может стать проблемой в школе
Кажущаяся безобидной «картавость» или смягчение звуков у дошкольника — это серьёзный сигнал для родителей. Специалисты в области логопедии и детской неврологии подчёркивают: подобные нарушения могут привести к системным учебным сложностям, особенно к стойким, плохо корректируемым ошибкам на письме.


Эксперт: Марина Сорокун — логопед, нейродефектолог и преподаватель РУДН
Неправильное произношение — это не локальная проблема, а фактор, тормозящий развитие когнитивных функций: речи, мышления и критически важного фонематического слуха. Последний является основой для овладения грамотным письмом и осознанным чтением. Ребёнок, не выговаривающий определённые звуки, сталкивается с двойным вызовом. Помимо социально-психологических трудностей — стеснения, замкнутости, риска насмешек — он невольно формирует и фиксирует в памяти искажённый слуховой образ слова. Его мозг запоминает не эталонное звучание «рыба», а собственный вариант такой как — «лыба». Когда в первом классе начинается обучение письму, маленький школьник закономерно опирается на это внутреннее, неправильное проговаривание. Механизм «пишу, как слышу и говорю» приводит к специфическим, устойчивым ошибкам, не связанным с незнанием правил. В логопедической практике это нарушение письменной речи, напрямую вытекающее из дефектов устной, имеет чёткое определение — артикуляторно-акустическая дисграфия.

Именно сонорные звуки «Р» и «Л» требуют самого пристального внимания, так как их искажение или замена наиболее критичны для будущей грамотности. Эти звуки часто замещаются другими: «Р» на «Л», «Й», горловой вибрант или вообще опускается. «Л» может произноситься как «В», мягкий «Ль» или также пропускаться. Ребёнок, говорящий «колова» или «койова» вместо «корова», с высокой вероятностью перенесёт этот дефект на письмо. На практике это выливается в стойкие, нелепые на взгляд взрослых, замены букв: «лука» (рука), «койова» (корова). Такие ошибки плохо поддаются обычным школьным методам коррекции, так как их корень — не в невнимательности или лени, а в неверной работе речедвигательного и речеслухового анализаторов. Мозг просто не различает тонкую акустическую и артикуляционную разницу между правильным и заменяемым звуком.

Этим звукам — сонорным «Р» и «Л» — действительно стоит уделить особое внимание в силу их физиологической сложности. Они справедливо считаются «вершиной» речевого развития и осваиваются детьми последними. Их корректную постановку логопеды часто планируют на возраст 5,5-6 лет. Для овладения звуком «Р» требуется ювелирно скоординированная работа кончика языка, сильный, целенаправленный выдох и формирование кратковременной, контролируемой вибрации у альвеол. Звук «Л», хоть и не вибрант, требует чёткого подъёма и фиксации кончика языка за верхними зубами при плавном боковом выдохе.
Своевременное обращение к логопеду в возрасте 5–6 лет — это не гиперопека, а взвешенное и дальновидное решение
Своевременное обращение к логопеду в возрасте 5–6 лет — это не гиперопека, а взвешенное и дальновидное решение
Успешная коррекция возможна и в семь лет, однако ключевая цель — сформировать правильный артикуляционный уклад и стабильный звуковой образ до того, как ребёнок начнёт ассоциировать звук с графической буквой. Это профилактическая мера, позволяющая изначально заложить верную нейронную связь между акустическим эталоном, моторным ощущением и зрительным символом, исключив внутренний конфликт и путаницу на старте обучения письму.

Исправление произношения — это не быстрая «постановка» звука, а последовательный, многоэтапный процесс, основанный на принципах комплексности (работа команды: логопед, родитель, невролог при необходимости), системности (воздействие на все стороны речи) и регулярности. Работа строится поэтапно: подготовительный этап направлен на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания и фонематического слуха через специальную гимнастику и игры. Этап постановки — это поиск и закрепление правильного уклада органов речи с помощью специальных приёмов. Самый длительный этап автоматизации — кропотливое «внедрение» нового звука в слоги, слова, фразы и спонтанную речь. Завершающая дифференциация необходима, чтобы научить ребёнка чётко различать на слух и в произношении смешиваемые звуки («Р» и «Л», «Р» и «Рь»), что является завершающим этапом для предотвращения их путаницы на письме. Без активного, ежедневного участия родителей на этапах автоматизации и контроля прогресс будет медленным и неустойчивым.

Таким образом, ценность коррекции до школы заключается в её опережающем, профилактическом характере. Устранив первичный источник будущих ошибок — неправильное произношение, — мы практически снимаем риск развития одной из самых распространённых в начальной школе форм дисграфии. Ребёнок подходит к изучению букв и письма, уже владея чёткими слуховыми и моторными эталонами сложных звуков, что создаёт прочный фундамент для их безошибочного отображения на бумаге. Своевременное обращение к логопеду в возрасте 5–6 лет — это не гиперопека, а взвешенное и дальновидное решение. Оно позволяет превратить потенциальную школьную проблему в решённую задачу ещё до вступления ребёнка в первый класс, сохранив его учебную мотивацию, уверенность в себе и психологический комфорт в новой, школьной среде. Фундамент академической успешности и гармоничной социализации закладывается именно в этот, дошкольный период внимательного отношения к развитию речи.

Напомним, что ранее Марина Сорокун рассказывала нужна ли коррекция речи после начальной школы.

© Eva.ru, 2002-2025. 18+ Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325