Меню

SELF

Работа за других: почему мы это делаем и как остановиться

Работа за других: почему мы это делаем и как остановиться
Многие из нас сталкиваются с тем, что приходится работать за других. На работе — за коллег, дома — за членов семьи. И даже элементарная уборка со стола после прихода друзей всегда ложится на ваши плечи. С этим срочно надо бороться, уверена психолог Надежда Акимова.
AD
AD
Надежда Акимова
Надежда Акимова
Некоторые готовы работать за других добровольно и самостоятельно предлагают помощь, других — склоняют к помощи окружающие, понимая, что человек не может отказать. В любом случае такое явление — неестественное, и либо приводит к вашему выгоранию, либо вредит людям вокруг, которые не могут полноценно выполнять те или иные задачи и рядом с вами постоянно находятся под гиперопекой. Как справиться с желанием все делать за других?

Рассказала Надежда Акимова — траблшутер, психолог, телесно-ориентированный терапевт. Действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги (ППЛ). Инструктор по Йоге Смеха.

Причины, по которым мы берем на себя чужую работу

Существует много причин, из-за которых мы начинаем работать за других. Практически всегда они зависят от воспитания, характера и темперамента человека. Основные из них:
Люди с мягким характером не умеют отказываться от просьб
Люди с мягким характером не умеют отказываться от просьб
  1. Ответственность. Когда человек испытает ответственность за все окружающие его дела, он находится под постоянным давлением. Такое явление называют «Синдром отличника». Это значит, что вы все задачи стремитесь выполнять на 120%. И иногда это бывает намного сложнее, чем просто выполнять свою работу, и приходиться брать на себя и чужую зону ответственности.
  2. Проблемы с доверием. Большинство из нас испытывают недоверие к работе других людей. Нам кажется, что мы знаем всё лучше, и просто обязаны проверить и перепроверить, и даже полностью выполнить работу своих коллег и членов семьи.
  3. Гиперактивность. Гиперактивные люди с ярким темпераментом стремятся постоянно находиться на пике активности. Чаще всего это происходит подсознательно. При этом энергичный человек успевает выполнить свою работу и предлагает помощь другим. Поначалу это кажется неплохим вариантом взаимовыручки, но если ситуация затягивается, она всегда несет за собой неудобства.
  4. Мягкость. Люди с мягким характером не умеют отказываться от просьб. И очень часто окружающие этим пользуются, прося помощи. Если вы не умеете говорить «нет», вам приходится терпеть и выполнять чужую работу.
Не всегда выполнять чужую работу откровенно плохо. Бывают ситуации, когда такое явление имеет значение разовой помощи. Но когда вы начинаете постоянно брать на себя чужие обязанности, вы не делаете лучше ни себе, ни людям. Вы больше устаете и быстрее выгораете, а окружающие страдают от гиперопеки и перестают развиваться, отвыкая от ответственности.
AD
AD

Как перестать работать за других

Чтобы сосредоточиться на себе и перестать выполнять чужую работу, необходимо знать и понимать причины такого положения дел. Изучайте свой внутренний мир и следуйте следующим советам:
Отказывать — это абсолютно нормально
Отказывать — это абсолютно нормально
  1. Научитесь отказывать. Осознание границ своего личного пространства и умение сказать «нет» закладывается в нас еще в детском возрасте. Главное, помните — в этом нет ничего стыдного. Мы не обязаны быть удобным для всех и выполнять любые просьбы окружающих. Соглашайтесь помочь в тех случаях, когда вы сами этого хотите, и когда работа не требует вашего выхода из «зоны комфорта».
  2. Не стесняйтесь просить помощь. Если вам сложно выполнить ту или иную задачу самому, попросите помощи у окружающих. Это абсолютно нормально. И они также могут отказать вам, как и вы, но в большинстве ситуаций вы сможете получить положительный отклик и заветную помощь.
  3. Доверьтесь другим. Откажитесь от лишнего контроля. Конечно, это не касается руководителей фирмы, которые проверяют работу своих сотрудников. Хотя и здесь можно ввести ответственность, сократив время на проверку работы. А вот если вы перемываете посуду после супруга — стоит задуматься о проблемах с доверием и серьёзно поработать с ними.
  4. Научитесь делегировать задачи. Делегирование в корне отличается от разовых просьб о помощи. В этом случае вы берете дополнительных сотрудников или договариваетесь с членами семьи о постоянном выполнении или тех или иных задач.
  5. Выслушайте и дайте совет. Когда у вас просят помощи, далеко не всегда вы должны бросить все дела и выполнить за человека его работу. Просто выслушайте и дайте совет. В 90% случаев этого оказывается достаточно.
  6. Вы — это ваше самоуважение. Всегда помните о том, что главный человек в вашей жизни – это вы. И заботиться необходимо, в первую очередь, о себе. А уже во вторую — обо всех окружающих. В народе такая позиция называется «здоровый эгоизм». Он очень полезен, главное, не стать слишком эгоцентричным человеком.
Если вы устали или испытываете эмоциональное выгорание, понимая, что выполняете чужую работу, значит пора выстроить личные границы. Полюбите себя и научитесь ценить свое время и силы. А если сделать это самостоятельно не получается, вы всегда можете обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.
AD

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325