Меню

Образование

Адаптация в детском саду: ребенка и родителей

Адаптация в детском саду: ребенка и родителей
Поступление ребенка в детский сад — событие, которое запускает значительные перемены в жизни семьи. Клинический психолог Евгения Ермолаева рассмотрела этот процесс с разных сторон.
Эксперт: Ермолаева Евгения — эксперт детского фонда ВОЗ Юнисеф, клинический психолог.
Когда ребенок начинает ходить в детский сад, привычный уклад его жизни меняется — причем для многих детей это может стать самым значительным и глобальным изменением с момента возвращения домой из роддома.

Длительность процесса адаптации индивидуальна и зависит от многих факторов. Для некоторых детей основная ее часть может пройти за несколько часов, другим может потребоваться несколько недель. В среднем можно ориентироваться на срок от 2 недель до 1 месяца.

Для облегчения адаптации ребенка родители могут использовать несколько стратегий

Когда ребенок начинает ходить в детский сад, привычный уклад его жизни меняется
Когда ребенок начинает ходить в детский сад, привычный уклад его жизни меняется

1. Подготовка заранее

Начните готовиться к детскому саду заранее: это даст ребенку возможность начать адаптацию раньше — а значит, быстрее ее завершить. За несколько недель до первого похода перестройте режим ребенка так, чтобы он соответствовал тому, который будет у него в детском саду.

2. Обсуждение

В рамках подготовки говорите с ребенком про детский сад и организацию жизни там, почитайте книги или посмотрите мультфильмы на эту тему.

3. Постепенное увеличение времени в саду

Если есть такая возможность, сначала лучше оставить ребенка в детском саду на короткое время — например, на час или два.

4. Четкое обозначение ситуации

Перед тем как уйти, четко сообщите ребенку понятным ему языком, что вы уходите и вернетесь через определенное время.
Однако иногда, даже если родители следуют всем этим рекомендациям, адаптация может проходить не так гладко.

Что может свидетельствовать о проблемах адаптации?

  1. Ребенок плачет, отказывается идти в детский сад, протестует;
  2. Сильно расстраивается, когда мама уходит, и долго не может успокоиться;
  3. По словам педагогов, не играет с другими детьми, стремится находиться один;
  4. Не включается в другие активности — отказывается есть, гулять, участвовать в общих занятиях;
  5. Отказывается выполнять общие требования и инструкции, протестует против них;
  6. Вечером после детского сада проявляет тревожность, выглядит сильно уставшим, часто раздражителен и в плохом настроении;
  7. В некоторых случаях на фоне проблем адаптации может нарушаться аппетит и сон.
Сами по себе симптомы трудностей в адаптации неспецифичны, они также могут являться признаками других состояний и сложностей у ребенка, ключевым является их возникновение после нескольких дней или недель посещения детского сада.

Если у ребенка возникают симптомы нарушения адаптации в детском саду, лучше всего начать с того, что определить основные причины сложностей. Вот некоторые из них.

Основные причины сложностей с адаптацией в детском саду

Мама может оставлять ребенку какой-то свой предмет, прочно с ней ассоциирующийся
Мама может оставлять ребенку какой-то свой предмет, прочно с ней ассоциирующийся

1. Разлука с мамой

Если для ребенка сложнее всего разлучиться с близким взрослым и остаться без него в саду, такому ребенку может помочь четкое обозначение происходящего: проговаривать, когда мама уходит и когда она вернется. Можно даже нарисовать ребенку план его дня и обсудить все режимные моменты, которые его ожидают до возвращения мамы, чтобы время без нее разделилось на небольшие понятные отрезки и не казалось бесконечным.

Также мама может оставлять ребенку какой-то свой предмет, прочно с ней ассоциирующийся, который будет «заменять» ее на время отсутствия. Еще один старый, но отлично работающий прием — чтобы ребенка в садик отводила не мама, а другой взрослый: скорее всего, с тем взрослым, с которым ребенок проводит меньше времени, ему будет значительно проще разлучиться.

2. Общение со сверстниками

Если беспокойство ребенка вызывает взаимодействие с другими детьми, постарайтесь понять, что именно идет не так. Проблемные ситуации, например, трудности в том, чтобы делиться игрушками, договариваться, соглашаться или отказываться от совместной игры, можно отработать в контролируемой ситуации: дома с вами, на площадке или в гостях с другим ребенком под вашим наблюдением. В этом случае роль родителя может быть не в том, чтобы включаться во взаимодействие с детьми, а чтобы подсказывать своему ребенку верную стратегию.

3. Выполнение требований воспитателя

Иногда среда в детском саду отличается от среды дома большим количеством требований и ограничений со стороны взрослых. Обычно дети спокойно воспринимают такую ситуацию, но если возникают сложности, иногда достаточно бывает подсказать воспитателю, как привлечь внимание вашего ребенка и добиться от него желаемого.

Возможно, ребенку будет проще, если часть требований, например, связанных с выполнением повседневных действий, вы перенесете и в домашнюю жизнь.

4. Организация среды в группе

Еще один аспект, который может вызывать трудности у малыша, но который не сразу приходит на ум — особенности среды в детском саду. Большое количество предметов и игрушек, множество звуков, ярких предметов, большие пространства — все это может перегружать нервную систему ребенка, особенно если у него есть особенности чувствительности.

Еще один вопрос, часто возникающий в связи с посещением детского сада — взаимодействие ребенка с другими детьми и возникающие между ними конфликты. В возрасте 3—4 лет дети только учатся такому взаимодействию, поэтому разногласия и сложности являются нормальными.

Если Ваш ребенок столкнулся с агрессией от других детей, то его нужно обучить стратегиям, как с ней справиться: отойти, отказаться от взаимодействия или игры, защитить свои интересы, обратиться за помощью ко взрослому, если самому не получается справиться. Этому можно обучать так же, как и другим аспектам взаимодействия со сверстниками — главное, дать ребенку опыт тренировки таких навыков в безопасной для него обстановке. Если ситуация приобретает хронический характер, или если действия другого ребенка слишком агрессивны, могут нанести физический вред малышу, то в дело следует вмешаться взрослым и обсудить, как организовать безопасную среду в группе.

Если же агрессию проявляет ваш собственный ребенок, действовать следует таким же образом, только обучать его нужно альтернативным способам выразить свои чувства и желания и навыкам регулирования своего собственного состояния: сказать словами, отойти, выплеснуть энергию в «мирное русло» — потопать, попрыгать, обратиться к воспитателю.
Психологи рекомендуют родителям внимательно посмотреть за поведением ребенка, а при возникновении вопросов или подозрений — поделиться ими со своим педиатром
Психологи рекомендуют родителям внимательно посмотреть за поведением ребенка, а при возникновении вопросов или подозрений — поделиться ими со своим педиатром

Адаптация или тревожный звоночек?

Важно отметить, что все перечисленные трудности и шаги по налаживанию поведения ребенка не будут работать, если у ребенка есть нарушения в развитии. Например, расстройство аутистического спектра, синдром дефицита внимания, особенности слуха или зрения.

И тогда, например, проблемы с выполнением требований воспитателя могут быть вызваны тем, что малыш просто их не слышит. А общение со сверстниками не наладить из-за особенностей психики. Психологи рекомендуют родителям внимательно посмотреть за поведением ребенка, а при возникновении вопросов или подозрений — поделиться ими со своим педиатром.
Для родителей поход ребенка в детский сад может стать не меньшим стрессом, чем для ребенка. Родители могут столкнуться с целым рядом непростых тем, тревог и вопросов:
  1. Нежелание принимать факт взросления ребенка, стремление проводить с ним больше времени;
  2. Беспокойство об его адаптации в саду и его отношения со сверстниками и воспитателями, особенно если сами родители, будучи детьми, сталкивались с негативным опытом детского сада;
  3. Несогласие с правилами, установленными в группе, или идеями, которые транслируют воспитатели;
  4. Разногласия между членами семьи о стратегиях помощи ребенку в адаптации и о самой необходимости посещения детского сада, и так далее.
Здесь важно помнить, что родителям, как и детям, может потребоваться время, чтобы привыкнуть к изменениям. Предварительная подготовка — посещение детского сада, знакомство с воспитателями, налаживание с ними контакта, наблюдение за их общением с другими детьми, обсуждение планов с другими членами семьи — может помочь снизить тревогу. А в случаях, когда со сложными чувствами не удается справиться самостоятельно, хорошей идеей может стать обращение к психологу, который поможет проработать возникшие вопросы и найти для них подходящее решение.

Ранее мы писали о распространенных ошибках в воспитании дошкольника и рассматривали способы их избежать.

Фото: свободные интернет-источники / Евгения Ермолаева.
Материал подготовлен клиническим психологом Евгенией Ермолаевой.

© Eva.ru 2002-2024 Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325