Как не перегружать ребенка и найти баланс между школой и дополнительными занятиями

Как не перегружать ребенка и найти баланс между школой и дополнительными занятиями
Сегодня большинство детей ходят не только в школу, но и на различные секции и кружки. Однако иногда желание родителей всесторонне развить ребенка имеет обратный эффект: он либо не хочет заниматься, либо делает это вполсилы от усталости. О том, как не переусердствовать с дополнительными занятиями, рассказала предприниматель-преподаватель, основательница сети языковых школ Ольга Князева.
Эксперт: предприниматель-преподаватель, основательница сети языковых школ Ольга Князева.

Почему современные дети страдают от информационного перенасыщения?

Когда говорят, что современные дети не такие, как раньше, хочется возразить. Дети остались прежними, но изменились требования к ним. И с каждым годом они растут, а соответствовать им становится тяжелее. Помимо школьной нагрузки, ребята посещают многочисленные кружки, а вечером тратят час или несколько часов на домашние задания. Дети, особенно в средних и старших классах, уже к середине учебного года вымотаны от таких нагрузок.

Например, в школах Финляндии нет нормативов и стандартов по домашним заданиям. Учителя дают объем на свое усмотрение, но обязательно такой, чтобы ребенок мог выполнить его самостоятельно. А у нас бывает, что «папа решает, а Вася сдает».

Ребенок — не бездонный контейнер, куда можно запихнуть максимум знаний и умений. У него есть возрастные ограничения в памяти и мышлении. Нагрузка должна соответствовать возрасту, иначе обучение будет неэффективным.

Этапы школьного обучения, которые упускают из виду

Начальная школа

Главная задача начальной школы — привить желание учиться. С 1-го по 4-й класс важно, чтобы школьнику понравилось получать знания. Для этого стоит поощрять его и давать больше самостоятельности в выполнении домашних заданий. Даже если за это время у него появятся пробелы в знаниях, он восполнит их с 5-го по 11-й класс, если сохранит интерес к учебе.

Средняя школа

С 5-го по 8-й класс желательно, чтобы ученик пробовал себя в различных сферах, чтобы найти то, что ему интересно. Это время для экспериментов. Родителям полезно наблюдать в это время за ребенком: узнавать какой предмет ему нравится и почему, поддерживать. Если же у него успехи не по всем дисциплинам, то не стоит ругать. Школьник не может любить все предметы, которые изучает.

Старшая школа

С 9-го по 11-й класс родители могут углублять сферу интересов ребенка. Можно добавить дополнительные занятия, чтобы подготовиться к поступлению или углубленно изучить предмет.
Иногда ребенок не хочет ничего пробовать, а только играет в компьютерные игры или сидит в соцсетях. Задача родителя — не потакать, а мягко стимулировать интерес: хвалить за маленькие победы, записывать на разные секции, чтобы выявить склонности. Но часто достаточно просто наблюдать за ребенком — он сам покажет, чем ему нравится заниматься. Если у него творческая направленность, он будет рисовать или петь. Физическая — не выпускать мяч из рук. Техническая — конструировать и проектировать. Важно дать ему возможность заниматься любимым делом, а не навязывать свои желания.

Как помочь ребенку сохранить мотивацию?

Лучший способ воспитать — показать пример. Вы не вызовете у подростка желание заниматься спортом, если сами не тренируетесь. Не ругайте его за то, что он мало читает, если вы сами не берете книгу в руки.

Сохранить мотивацию к предмету — задача учителя. Талантливые педагоги умеют зажигать интерес своей личностью, подходом и участием. Они соблюдают динамику урока, чередуя виды деятельности и таким образом удерживая внимание учеников. Возможно, у вас в школе тоже был любимый предмет благодаря преподавателю.
Вы не можете выбрать всех учителей в школе под свои пожелания, но вправе найти репетитора, который найдет подход к ребенку. Помните: критика убивает желание стараться. Используйте метод «зеленой ручки» — акцентируйте внимание на успехах, а не на ошибках.

Миф про геймификацию

Есть мнение, что детей можно заинтересовать игровой деятельностью. Для этого в обучении используют VR-технологии, мобильные приложения, мультипликации. Но на самом деле важность геймификации преувеличена. Детям интересны те занятия, в которых они успешны, а не в которые играют. Интерес к предмету появляется, когда у них начинает получаться. Они видят прогресс и хотят развиваться.

С точки зрения физиологии, информация переходит в долгосрочную память с участием дофамина, который выделяется при успехах в обучении.

Экранное время с пользой и без перегруза

Онлайн-обучение постепенно вытесняет офлайн, по крайней мере в дополнительном образовании. Поиск педагога больше не ограничен местом проживания. Но как не ошибиться с выбором?
  1. Для начала изучите отзывы и отбрасывайте в сторону заказные. Реальные отзывы отличаются конкретикой, эмоциональностью, а заказные обычно шаблонные.
  2. После посмотрите его соцсети, чтобы понимать, что за человек перед вами. Насколько он откликается именно вам. Часто педагоги показывают видео с уроков, чтобы родители смогли познакомиться с ним заочно, делятся кейсами.
  3. Следующий шаг — пробный урок. Желательно сходить к нескольким репетиторам и найти того, кто понравится вам и ребенку. Пробный урок не обязывает вас сразу же заключать соглашение. Возможно, стоит сходить на пробные уроки к нескольким репетиторам, чтобы у вас был выбор.
  4. Спросите ребенка, кто понравился именно ему. С личной симпатией занятия будут более продуктивны. Конечно преподаватель должен также откликаться и родителю, соответствовать его пожеланиям.
  5. Когда вы выбрали преподавателя, то обращайте внимание на прогресс ребенка. Попросите педагога периодически давать краткий отчет: что было освоено и куда ребенок продвинулся.
  6. Рассмотрите групповые онлайн-занятия. С правильным педагогом они могут быть не менее эффективны, чем индивидуальные, но более выгодны по цене. Эффективность обучения зависит от профессионализма репетитора.
Чтобы не перегрузить ребенка, достаточно 2-3 занятий в неделю. Три урока допустимы, если есть цель: сдать ЕГЭ или поступить в вуз.
В отличии от офлайн занятий, онлайн требует включения в процесс. Когда ребенок идет в школу, то он настраивается на нее в пути, в онлайне же он переходит к уроку резко, без «обрядов». Поэтому опытные педагоги для онлайн-уроков используют различные «включения». Это может быть короткий разговор на отвлеченные темы, фонетические зарядки, смешные скороговорки.
Инструкция для родителей по организации учебного места для онлайн-занятий:
  1. Ребенок должен быть один в комнате, чтобы ему никто не мешал и родители в том числе;
  2. Рабочее место должно быть организовано без лишних предметов, которые отвлекают;
  3. Желательно, чтобы ученик использовал наушники во время учебы. Они настраивают на учебный процесс и не дают отвлечься на посторонние звуки.
В современном мире человек учится на протяжении всей жизни. Он постоянно повышает квалификацию, меняет профессию. Очень важно в школе не отбить интерес к знаниям, а, наоборот, привить любовь к обучению. Тогда во взрослой жизни у него будет тяга к росту без внутреннего саботажа. Пусть лучше он не будет знать идеально какие-то предметы, но будет получать удовольствие от учебы.

Ранее мы писали, как помочь ребенку достичь баланса экранного времени.

Фото: свободные интернет-источники

© Eva.ru, 2002-2024. 18+ Все права на материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством об авторском праве и смежных правах и не могут быть воспроизведены или каким либо образом использованы без письменного разрешения правообладателя и проставления активной ссылки на главную страницу портала Ева.Ру (www.eva.ru) рядом с использованными материалами. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет. Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-36354 от 22 мая 2009 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) v.3.4.325